Вы здесь

Эпическая премьера

В «Красном факеле» прошла премьера спектакля «Карьера Артуро Уи». Эта пьеса Бертольта Брехта воплощала его концепцию эпического театра. В постановке было задействовано 29 актеров.

Действие происходит в Чикаго. Артуро Уи – глуповатый мелкий гангстер. Сначала его вводят в правление треста «Цветная капуста», потом он захватывает власть над Чикаго, обещая городу защиту от бандитов, а потом подчиняет соседний Цицеро, и ясно, что этого ему мало…

Пьеса-притча Брехта рассказывает историю прихода к власти Гитлера. Логично, что она «многолюдна» – в ней действуют гангстеры, дельцы, чиновники, зеленщики, журналисты… Не каждый театр может использовать такой большой актерский состав, поэтому пьеса ставится нечасто. Но режиссер Глеб Черепанов считает ее как никогда современной: «Люди ради недолговечного успеха готовы идти по головам, подставляя других, предавая. И Артуро Уи – прямое выражение этого психоза. Почему это происходит, откуда берется? Эти вопросы меня волнуют».

Черепанов ставит спектакль в стилистике площадного аттракциона. Собственно, доля гротеска заложена уже Брехтом, ведь гангстеры у него общаются пятистопным шекспировским ямбом. В подлинный цирк действо превращается в сцене судебного разбирательства: некоего Рыббе судят за поджог склада, совершенный приспешниками Уи. Опоенный дурманом, обвиняемый защищаться не может, поэтому его порицают за симуляцию помешательства и отправляют в тюрьму.

Главную роль сыграл Андрей Яковлев, сегодняшняя звезда «Красного факела». Его герой меняется на наших глазах, вырастая из гопника-неудачника в вершителя судеб, исполненного собственной значимости. Этот путь непрост и трагикомичен: к примеру, величественной походке Артуро учит провинциальный актер. Иногда кажется, что постепенное преображение героя было бы отчетливей и выразительней, если бы не гаерский грим актера.

Особый колорит спектаклю придает музыкальное оформление. Хиты разных лет исполнялись в самых неожиданных аранжировках. Например, Артуро с друзьями-гангстерами распевают за бутылкой «Выйду ночью в поле с конем» в блюзовом стиле.

Елена Богданова

100-летие «Сибирских огней»