Вы здесь

Сибирские лица Бориса Смирнова

Борис Васильевич Смирнов (1881—1954) — русский художник-живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок, Объединения художников-реалистов, Союза советских художников.

Родился во Владикавказе в семье генерал-майора в отставке, преподавателя математики В. Ф. Смирнова, юные годы провел на Украине. Учился в Санкт-Петербурге, в Императорской Академии художеств по классу пейзажной живописи. Из-за туберкулеза вынужден был оставить академию и переехать на юг, но получил право преподавать в средних учебных заведениях.

Преподавал рисование, участвовал в создании Учительского (позже — Педагогического) института в Екатеринославе.

Еще в студенческие годы Смирнов начал экспонировать свои произведения на различных выставках, иллюстрировал детские книги и журналы. В годы революции создавал огромные агитационные панно. Написал большое количество декораций для оперного театра Екатеринослава.

Особое место в творчестве художника занимает природа и люди Украины, целая серия рисунков посвящена поэту Тарасу Шевченко.

Работы Смирнова хранятся более чем в пятидесяти музеях бывшего СССР, в том числе — в Государственной Третьяковской галерее.

 

В декабре—январе в Новосибирском государственном краеведческом музее прошла выставка графики Бориса Смирнова «Сибиряки». Экспозиция удивила жизнеподобием и тонкостью портретов, запечатлевших людей самых разных сословий.

В 1904 году молодой художник Борис Смирнов совершил долгий и трудный путь по Большому сибирскому тракту — из столицы в иркутскую ссылку. По официальной версии, он был осужден за сочувствие марксистам. И во время пути, и в самом Иркутске он рисовал людей, привлекавших его внимание. Правда, в этот период было сделано несколько рисунков, изображающих дома, пейзажи и сам тревожный Сибирский тракт, но самыми яркими работами «сибирской серии» Смирнова стали портреты. В поле зрения живописца попали купцы, чиновники, дворяне, военные, учителя, священник, монах, золотопромышленник, ссыльные, заключенные, крестьяне, переселенцы с Украины и из Западной России. Эти работы и экспонировались на выставке «Сибиряки».

Новосибирский государственный краеведческий музей (НГКМ) приобрел коллекцию из девяноста девяти работ художника в 1950 году. В начале 2000-х коллекция была оцифрована и представлена в Мировой цифровой библиотеке. В выставках НГКМ последних лет предметы из фондов музея составляют не более сорока процентов экспонатов. Поэтому собственные коллекции всегда экспонируются с особой гордостью и удовольствием, отметила заместитель директора по научной работе музея Юлия Шуклина.

Работы Бориса Смирнова вызывают законную гордость и по другой причине — это очень живые и тонкие портреты с точно подмеченными особенностями, а иногда и внутренними противоречиями самых разных людей. Во взгляде золотопромышленника — и хитрость, и спрятанная до поры озорная удаль, и надежда на славный кутеж. Лицо ссыльного толстовца выражает и несокрушимость воли, и, похоже, внутреннюю душевную неподвижность. Во взгляде и во всей позе учителя Иркутского городского училища — и устремленность в будущее (то была пора образовательных реформ), и недостаток подлинной уверенности.

При этом Смирнов вовсе не был беспристрастным наблюдателем, его социальные воззрения вполне очевидны. Людей из высших сословий он нередко пишет с иронией, а обездоленных — с глубоким сочувствием. Один из самых насмешливых портретов называется «Его превосходительство простудился и отдыхает на даче под Иркутском». Важный чин в мундире и фуражке, откинувшись на подушку и укрывшись клетчатым пледом, благодушно взирает на мир из-под очков. Без особой симпатии изображена и жена судейского чиновника. Дама средних лет, полуобернувшись, смотрит в лорнет с цепким и язвительным любопытством. Впечатление от самодовольной барыни усиливает чуть растрепанное кокетливое перо на шляпке.

Совсем по-иному, с живым сопереживанием написан «Крестьянин-переселенец, осевший в Иркутской губернии». Лицо немолодого труженика изборождено следами времени и горестей, но освещено по-прежнему ясными и умными глазами. Без насмешки изображен и уголовник из иркутской тюрьмы. В его глазах — и легкое лукавство, и глубокое сожаление, и тоска о давно минувшем.

По мнению кандидата искусствоведения, научного сотрудника НГКМ Татьяны Прохоровой, особенной выразительностью у Смирнова отличаются портреты детей. В коллекции есть изображения и учеников Иркутского городского училища, и босоногих, много испытавших детей переселенцев.

Сибиряков Смирнов изображал не только в классических портретах, но и в жанровых зарисовках. Таков, к примеру, рисунок «В трактире на окраине Красноярска». Главный герой — покорного вида половой с чайником и чашками на подносе — вписан в привычную среду, мы видим и посудные полки, и огромный самовар, и бородатого гостя. Конечно, половой попал «под прицел» художника случайно, но некоторые персонажи позировали специально. Так, для картины «Иркутская модница» позировала жена судейского чиновника, у которой собирался кружок любителей рисования.

«Борис Смирнов показал сибиряков в их неоднородности, — поясняет Юлия Шуклина. — Мы исторически такие — в нас смешаны европейские и азиатские черты, корни ссыльных и добровольных переселенцев с разных концов империи. На портретах могут быть наши деды и прадеды».

Материалы художник использовал традиционные и разнообразные: и уголь, и соус, и пастель, и цветные карандаши. «Индивидуальная особенность Смирнова — в эффектном использовании белил, — говорит Татьяна Прохорова. — Он применял их, чтобы подчеркнуть белый воротничок, (“Иркутская модница”), белую рубашку (“Военный чиновник”), или драгоценности».

Внимание посетителей к выставке было закономерным: интерес к человеку в разных ипостасях вечен. «Наверное, у каждого зрителя свой объект пристального внимания. Мой любимый портрет — “Учительница женской гимназии в Иркутске”, — говорит Юлия Шуклина. — В нем много энергии. Считывается настроение взлохмаченной учительницы, которая успела провести несколько утомительных уроков и сделать яростные внушения воспитанницам. Причем в лице дамы угадываются черты жены художника. И это не единственная загадка Смирнова. К примеру, на ученице иркутского училища рубашка, которую в то время могли носить только мальчики». Искусствоведы дают этим небольшим странностям свое объяснение. Поскольку Смирнов завершал некоторые работы по прошествии времени, на сибирские натурные наброски могли наслаиваться другие образы и детали. И это делает наследие художника еще более интересным и многогранным.

100-летие «Сибирских огней»