ЧАСТЬ 2: 16 — 30 сентября

 

СЕНТЯБРЬ

ХМУРЕНЬ, РЕВУН, ЗОРЕВНИК, ВРЕСЕНЬ, РУВЕНЬ

 

* Время первых заморозков. Улетают к теплу журавли, лебеди, утки, потом — скопа; начинается гуртовой пролет гусей. Боровая дичь (глухари, косачи) жируют подле рек — начинается охота на них. Иногда косачи (тетерева) вылетают кормиться на пашни.

* Охотники ладятся на добычу белки, готовят, подбирают собак-лаек. Рыбаки стропалят уды к самоловам, переметам. На Енисее с 17 по 20 старого стиля лов красной рыбы (стерляди, осетра).

* Крестьяне рубят жердье для сушки снопов в овинах и ригах. Дерут березовую кору со старых пней для освещения гумна во время зимней молотьбы хлеба. Плетут коробья, пестери для возки мякины. Кое-где об эту пору стригут овец. Хозяйственные мужики начинают подлаживать сани, пошевни (кошевки) — легкие выездные сани.

* * *

* Батюшка сентябрь не любит баловать.

* Холоденек батюшка сентябрь, да кормить горазд.

* В сентябре одна ягода, и то горькая рябина (впрочем, в Сибири о сю пору самый сбор брусники).

* С сентября огонь в поле и в избе.

* У мужика в сентябре только те и праздники, что новые новины (первый сноп в поле).

* В сентябре лес реже и птичий голос тише.

* * *

* Птицы табарятся — жди холодов.

* Листопад птиц в дорогу погоняет.

* * *

* Паутина в лугах — к теплу.

* В сентябре земля наряжается в зеленя (всходят озимые).

* Если осенью зацветает весеннее растение — осень будет долгая и теплая; долго не будет снега и мороза (неблагоприятно для будущего лета, для урожая хлеба и плодов).

* * *

* «В сентябре народной наблюдательности широкий простор, она отмечает самые разнообразные явления природы, между которыми наибольшее внимание привлекают к себе время и условия отлета птиц и постепенное замирание животной жизни, время и условия опадения листвы с деревьев и такие явления природы, как дожди, изморозь, иней, выпадение снега, замерзание рек и т.п., которые служат признаками наступления зимы или ее предвестниками. <...>

Поздний отлет птиц предвещает теплую осень и мягкую зиму, наоборот — поздний листопад — зиму суровую, плохую весну и неурожай на следующий год. Наиболее выдающимися днями, с точки зрения предсказаний погоды и условий хозяйственной жизни поселян, являются 1 Сентября — Семенов день, 8 Сентября — Рождество Богородицы и 14 Сентября — Воздвижение — в первой половине месяца. Во второй половине — 21 Сентября — день Апост. Ев. Матфея — на западе России и 29 Сентября — Михайлов день — там же. В Сибири вторая половина месяца никакими особо выдающимися днями не отличается, но довольно много примет, знаменующих собою постепенное наступление холодного предзимнего времени без особо резких переходов и скачков. Только 25 Сентября, день Св. Сергия, может быть назван как день, с которого считается начало зимнего периода или предсказывается более определенно время наступления зимы.

<...> На сентябрь мужику жаловаться никогда не приходится, — он хоть холоден, да сыт, и даже в сравнительно неурожайные годы до неизбежной весенней голодовки еще далеко. С этого месяца начинается для крестьянина период сравнительного отдыха после тяжелых летних трудов» (А. Ермолов).

 

 

16 сентября (3 сентября по старому стилю)

ДОМНА, ВАСИЛИСА

 

Святая мученица Домна и другие мученики пострадали во время гонения на христиан в Никомидии в IV веке от Рождества Христова при императоре Диоклитиане (правил в 284–305 гг.). После того как в Никомидийском императорском дворце случился пожар, язычники обвинили христиан в умышленном поджоге. В одной только Никомидии в день Рождества Христова были сожжены в храме тысячи молящихся. Тогда же погибла от рук язычников бывшая жрица святая дева Домна и святой Евфимий.

 

Мученица Василисса Никомидийская (умерла около 309 г.). Правитель Никомидии Александр приказал схватить девятилетнюю Василиссу и принуждал ее длительными пытками отречься от Христа. Однако благодатью Божией святая мученица осталась живой и невредимой. Это проявление силы Божией так потрясло правителя Александра, что он тоже уверовал во Христа. Будучи крещен епископом Антонином и прожив недолго в истинном покаянии, мирно отошел ко Господу, а вслед за ним и святая Василисса. Кончина ее была христиански мирной и сопровождалась чудесными знамениями милости Божией.

* * *

* Василиса — со льнами торопися.

* На Домну бабы собирают в дом всякую рухлядь, чтобы приобрести благополучие на осень. Во многих деревнях и селах крестьяне особенно привечают старые, сношенные лапти как верное средство от сглаза.

 

17 сентября (4 сентября)

БОГОРОДИЦА НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

 

Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина» (1680 г.), почиталась среди крестьян как оберег от пожаров и молний. И она же в крестьянском представлении могла наказать небесным, молниеносным огнем, как Илья Пророк, и спалить грешного, богохульного. Крестьяне молились иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» о защите дома и скота от огня.

 

19 сентября (6 сентября)

МИХАИЛ

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

 

Во Фригии в IV веке н. э. находился храм во имя Архистратига Михаила, где служил благочестивый человек Архипп. Язычники задумали уничтожить храм и Архиппа. Они соединили в одно русло две горные реки и направили их на храм. По молитве Архиппа явился Архистратиг Михаил. Ударом жезла он открыл в горе расселину и повелел устремиться туда водам.

* * *

* Во все крещеные русские века патриотическое движение на Руси, а тем паче народно-освободительные войны, вершились с именем Архистратига Михаила (Михаила Архангела). По вере в Бога, по молитвам к Пресвятой Богородице, к Архистратигу Михаилу русские не раз побеждали супостатов-иноземцев, посягавших на Святую Русь.

* На Михаилу грех работать — Бог накажет.

* День укоротился уже на пять часов.

* Начинаются Михайловские утренники (заморозки).

 

20 сентября (7 сентября)

СОЗОНТ

 

* Мученик Созонт (умер около 304 г.), пастух из Лиаконии, приведший немало поселян ко святому крещению, принял мученический венец за Христа Спасителя в борьбе с языческим идолопоклонничеством.

* * *

* В некоторых русских губерниях именно на святого Созонта начинали убирать лук и открывали торг репчатым луком.

 

21 сентября (8 сентября)

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, БОГОРОДИЧИН ДЕНЬ. АСПОСОВ ДЕНЬ, ОСПОЖИНКИ (Спожинки, Госпожинки), ОСЕНИНЫ

 

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

Величание:

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

 

Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городе Назарете в семье праведных Иоакима и Анны. Супруги были бездетны, т. к. Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно. Супруги дали обет посвятить свое дитя, которое им пошлет Господь, Богу для служения в храме. Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через которую будет даровано спасение всему миру. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Дева Мария, Которой по Промыслу Божиему надлежало послужить тайне Воплощения Бога Слова — явиться Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

* * *

* Рождество Пресвятой Богородицы (именуемой в крестьянской среде и как Оспожинки, Спожинки, Госпожинки, Аспосов день) — для православных крестьян великий христианский праздник. В этот же день отмечается праздник урожая, когда уже известно хозяину, что земля родила милостью Божию и Покровом Богородицы, сколько нажато хлеба с полей (спожато — отчего и Спожинки). «При видимом благополучном результате жатвы оспожинки справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник» (С. Максимов). На эти праздничные гуляния родители (к примеру, родители молодой жены) приглашали молодых, чтобы скрепить добрые родовые отношения. Сближаются с дедами и бабками внуки, которые во время оспожинок, случалось, ночевали в дедовских домах.

* «На Аспосов день наш народ встречает осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходят к берегам рек, озер и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг нее поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот» (И. Сахаров).

* * *

* Богородичин день в некоторых русских губерниях называли луковым днем — шла уборка лука, а неделю с Рождества Богородицы — луковой неделей.

* Русские, большие почитатели лука, посвятили сему целительному овощу много пословиц:

— Хрен да редька, лук да капуста лихого не попустят.

— Лук высаживай на Апостола Луку (5 мая н. ст.).

— Чем реже посеешь лук, тем головки будут крупнее.

— Лук — татарин, как снег сошел, и он тут.

— Лук да баня — все правят.

— Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук (крестьяне приписывали луку чудодейственную силу).

* * *

* «Во многих местах лук и чеснок пользуются большой славою от порчи, особенно когда пущена по ветру, и при повальных болезнях. Объясняется это тем, что запах лука и чеснока будто бы не выносит нечистая сила. Носится лук и чеснок в таких случаях в ладонке, на кресте» (губ. Вятская, Костромская, Вологодская) (А. Ермолов).

— Цибулю (лук) садють, якь ще жабы ни квакають (Харьков. губ.).

— От цибули опухоль опадает (Воронеж. губ.).

— Кто ест чеснок, цибулю и стручковый перец, тот не заболеет холерой (Харьков. губ.).

* * *

* В иных русских губерниях день Рождества Богородицы называют пасиковым днем — поселяне убирают пчел с пасек или пчельников. Пчела, трудолюбивая, умудренная Божия тварь, в русском народе выделяется особо:

— Пчела и на себя, и на людей, и на Бога трудится.

— Пчела трудится — на Бога свеча пригодится.

— Разломать пчел — разорить храм Божий (Смоленск. губ.).

— Пчела и человека умудряет.

— У праведного рой за роем роится, у грешного последняя пчела переводится.

— Если у черемухи длинный цвет — пчелы хорошо роиться будут.

— Если много инея висит на деревьях — будет много меду.

— На первый Спас пчела перестает носить медовую взятку.

* * *

* «Особая милость Божия к пчеле объясняется не только тем, что, выделывая воск, она на Бога работает: по народным поверьям, пчела имеет перед Господом еще и другие заслуги. Легенды говорят, что во время крестных страданий Христа на Голгофе пчелы выпивали кровавый пот, проступавший на челе распятого, и тем облегчили его страдания; пчелы жалили руки воинам, бичевавшим Христа; пчелы разносили по белу свету христианскому весть о чудесном Его воскресении и т. п» (А. Ермолов).

* * *

* На Богородичин день — осенины, то есть вторая встреча осени. Первая встреча осени — Семенов день (14 сентября).

 

 

23 сентября (10 сентября)

ПЕТР-ПАВЕЛ — РЯБИННИКИ

 

Святители Петр и Павел (умерли в IX в. н. э.) были епископами в Никее. О святом Петре сохранились сведения, что он ревностно защищал православную веру против иконоборцев при царе Льве Исаврянине и скончался не ранее 823 года. О житии Павла, епископа Никейского, сведений не сохранилось.

* * *

* Изобильный урожай рябины — к мокрой осени (и к богатым сельдяным промыслам) (Архангел. губ.).

* Большой урожай рябины — к морозам зимой.

* «Много ягод рябины предвещает строгую зиму, посему и заготавливали тогда рябиновый квас, слабительный и прохладительный, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгой зимою» («Круглый год»).

 

24 сентября (11 сентября)

ФЕДОРА-ОБДЕРА, ФЕДОРА — ЗАМОЧИ ХВОСТЫ

 

Преподобная Феодора Александрийская (умерла около 474–491 гг.), будучи мужней женой, по наущению врага совершила грех прелюбодеяния. Её раскаянье было таким мучительным, что она, порвав с миром, тайно, в мужском костюме ушла в монастырь, где постриглась, назвавшись Феодором. Много пришлось принять ей страданий, обид, которые она принимала с кротостью как залог спасения и прощения грехов. Преподобная Феодора, благодаря многолетней подвижнической жизни в подвигах поста и молитвы, достигла Божиего прощения.

* * *

* На Федору лето кончается, осень начинается.

* Третья встреча осени.

* И бабье лето до Федоры не дотянет.

* Федора — замочи хвосты (слякотно, ненастно).

* Федоры-обдеры (осыпается (обдирается) оставшийся на корню хлеб).

* Ходят смотреть озимые всходы.

 

26 сентября (13 сентября)

КОРНИЛИЙ

 

Священномученик Корнилий-сотник был человеком добрым, благочестивым, хотя жил во мраке язычества. Но вскоре милостью Божией он пришел к познанию истины через просвещение светом веры Христовой и был крещен апостолом от двенадцати Петром, которого впоследствии и сопровождал в хождениях по языческим странам для проповеди Евангелия. В городе Скепсисии святому Корнилию пришлось претерпеть муки за Христа от язычников. По слову святого Корнилия началось землетрясение и был разрушен языческий храм Зевса. За свою долгую жизнь святой Корнилий обратил ко Христу всех жителей Скепсисии.

* * *

* С Корнилия корень в землю не растет, а зябнет.

* Убирают все корневые овощи — картофель, брюкву, морковь, хрен и т. п., кроме репы.

 

27 сентября (14 сентября)

ВОЗДВИЖЕНИЕ

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Преставление святителя Иоанна Златоустого (умер около 407 г.)

 

После окончательного распространения Миланского эдикта о веротерпимости (313 г.) император Константин Великий пожелал отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. Для этого он направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Разыскивая Крест, она расспрашивала христиан и иудеев. <...> Один старый еврей сказал ей, что крест зарыт на засыпанной язычниками горе Голгофе под капищем Венеры. Капище разрушили. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзивших Тело Господне. Чтобы узнать, на котором кресте был распят Христос, стали поочередно класть кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Крест был торжественно воздвигнут для поклонения ему христиан. Это событие произошло в 326 г.

* * *

* На Святой Руси, как и во всех православных царствах, день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня — великий, всенародный праздник. К этому празднику старались приурочить воздвижение часовен, крестов. Православные соблюдали строгий пост.

* * *

* У русских крестьян на Воздвижение имелось немало примет, в том числе суеверных. Главная из них заключалась в том, что в этот день пресмыкающиеся сдвигаются и уползают под землю, где проводят зиму.

* «Вырей и Вирей — благодатная земля, волшебное царство за морем в теплых краях, куда на зиму улетают перелетные птицы, и с Воздвижения змеи и другие гады двигаются в Вырей. Туда же бежит всякий зверь от злого лешего целыми стаями, косяками» (П. И. Мельников (Андрей Печерский).

* * *

* Среди изучающих русскую народную культуру лишь глубоко воцерковленные люди могли безошибочно увидеть ту грань, где кончалась вера и начиналось суеверие, где кончался истинно православный церковный обряд и начинался языческий. Легенды, связанные с лешими и прочей нечистой силой, имеют явно языческое происхождение. Возможно и то, что нечистой силой обозначались бесы, какие могут принимать разные облики. Часто отношение к лешим, домовым, русалкам у русского, по-христиански благочестивого народа было равно отношению к сатане.

* «Наряду с гадиной и лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвижения каким-то срочным для себя днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая им смотр перед наступающей зимой. <...> В день Воздвиженья ни под каким видом нельзя ходить в лес, так как оборотни и особенно лешие бывают в это время крайне бесцеремонны и в лучшем случае могут только побить, а то так и просто отправить мужика на тот свет» (С. Максимов).

О лешем записано со слов старожилов немало случаев. Вот пример:

«Это мне Некрасов рассказывал. Поехали они по ягоду. Он ружье взял. И вот запоздались. Пришлось в лесу заночевать. А в траве-то роса под утро выпадает — легли прямо на тропе. Легли, кто уснул, кто че... Вдруг слышим: лес трещит, да рядом! Будто деревья целы ломаются. Потом: топот, вроде идет кто. Все поскакали: „Че, че?“ Я, говорит, взял ружье на руку и всю ночь простоял. А оказалось, легли на тропинку, леший и сгонял нас».

* «По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным оружием наказания за вольные и невольные грехи человека. <...> В Никольском уезде (Вологодск. губ.), например, леший на виду у всех унес в лес мужика за то, что тот, идя на колокольню, ругался непотребными словами» (С. Максимов).

Леший, по народным легендам, чаще всего блудит охотников, грибников, ягодников — леший водит, говорят; и помогают ему в таких проказах жены (лешачихи, лешухи, шутихи) и дети (лешачата).

* * *

* К Воздвиженью уже повсеместно завершалась уборка хлебов. В Восточной Сибири «к этому дню заканчивается последнее жнитво. Кроме завязывания „уру“ (по окончанию жнитва из снопа соломы или несжатого хлеба завязывается „миколина бородка“. — А. Б.) и кидания через голову серпов, чтобы узнать, все ли будут вместе жать «напрок» (будущий год), — в Кежемской волости к тому же устраивают „саламаты“ (каша из ячменной крупы с маслом. — А. Б.). После пира молодежь развлекается „вечеренькой“.

Выпускается скот на сжатые нивы, где к этому времени торопятся скласть сжатый хлеб в „остожья“ (загородки); ими огораживаются и ближайшие „зароды“ (стога) сена для предохранения от „потравы“ со стороны домашних животных» (А. Макаренко).

* На Воздвиженье хлеб с поля на гумно сдвинулся (завершается жнитво, начинается молотьба).

* * *

* «С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки — капустницы. <...> В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых людей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели» (И. Сахаров).

* Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день.

* У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой.

* * *

* В приангарских деревнях со сдвиженской недели начинали охотиться на сохатых. В это время опасен медведь, который бродит возле берлоги, намереваясь залечь.

* На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

* Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.

* Воздвиженье сдвинет зипун, надвинет шубу (зазимок).

* Воздвиженские зазимки мужику не беда.

 

28 сентября (15 сентября)

НИКИТА-ГУСЕПРОЛЕТ, ГУСАРЬ, ГУСЯТНИК, РЕПОРЕЗ

 

Святой великомученик Никита Готфский (умер около 372 г.) своим примером и боговдохновенным словом привел к Христовой вере многих язычников готфов. Был схвачен язычниками и после многих пыток предан огню.

* * *

* Этот день — праздник гусятников. Содержащие гусей и охотники праздновали Никиту-гусаря (гусятника) с веселыми обрядами: ходили по дворам с пшеницей, которой потчевали гусей у товарищей и соседей, из полы в полу передавали самих гусей — дарили и принимали в дар, а потом устраивали застолье. Во время пира хозяин похвалялся бойцовскими гусями, украшенными красными лентами, обрызганными медом из круговой чаши.

* «Наши поселяне сохранили странное поверие о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью, под 15 сентября (по ст. ст. — А. Б.), отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучит гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Если голова налицо, он покоен; нет голов — мужик виноват» (И. Сахаров).

* * *

* Гуси начинают нестись рано, еще по снегу, — тогда и гусята всего лучше выходят.

* Гусей перебьем — все дыры заткнем (выгодны в хозяйстве).

* Гусей надо кормить изобильно, по два раза в день, только до Афанасьева дня (31 января н. ст.).

* Спроси у гуся — не зябнут ли ноги (основную часть гусей с холодами сбывают).

* * *

* Гусь спит с поджатой ногой — к стуже.

* Гусь от гнезда отводит, собаку отманивает.

* Гусь с полдень (с юга) — мужик с печи; гусь на полдень — мужик на печь.

* * *

* На Гусаря-Никиту стригли овец. До больших холодов овцы успевали обрасти новой шерстью, а снятая шла на валенки, на шерстяные онучи.

* На Никиту-репореза режут репу.

* Репой да брюквой люди не хвалятся (не хлеб).

* Дешевле пареной репы (задаром отдают).

 

30 сентября (17 сентября)

СОФЬЯ, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

 

Св. мученицы Вера, Надежда, Любовь (около 137 г. н.э.) пострадали в Риме во II веке н. э. Вере было 12, Надежде — 10, Любови — 9 лет. Их жестоко мучили, принуждая принести жертву Артемиде (языческому идолу. — А. Б.), однако они все вытерпели и остались верными Господу Иисусу Христу. Мать, св. София, была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Девочек обезглавили, их тела отдали матери. Через три дня св. София, сидевшая неотступно у могилы, предала душу Господу».

* * *

* Этот день страданий юных христианок и их матери, день веры во Христа, надежды на спасение, любви к Богу и ближнему, Софии (мудрости), особенно отмечался детными бабами, и прозывался день в народе — «всесветные бабьи именины».

 

Фотоэтюды А. Байбородина

100-летие «Сибирских огней»