ФЕВРАЛЬ

СНЕЖЕНЬ, ЛЮТЫЙ,

БОКОГРЕЙ, КРИВЫЕ ДОРОГИ

 

* В Прибайкалье в это время частые оттепели с капелью; проталины на солнопеках. На Русском Севере, в Сибири февраль считается самым сухим месяцем в году. Начинают петь большие синицы, степные рогатые жаворонки, красноухие сибирские овсянки. По речкам оживают птички-водолазы (оляпки или водяные воробьи). Гоголи, крохали январь и февраль живут в ледяных торосах Байкала. На исходе февраля глухари пасутся на закрайках моховых болот, у мест скорых токовищ. Греются на опушках косачи (тетерева), куропатки. Начинается пора беличьих, лисьих свадеб. Чутко спят медведи.

 

* * *

* Февраль — месяц лютый: спросит, как обутый.

* Февраль зиму выдувает, март ломает, апрель смывает.

* Февраль силен метелью, а март капелью.

* Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.

* В феврале зима с весной встретятся впервой (оттепели).

* * *

* Февраль холодный и сухой — август жаркий.

* В феврале много кухты (инея) на деревьях — будет много меда.

* Дует ветер, а инея нет — быть бурану.

* Снег прилипает к деревьям — тепло будет.

* * *

* «В Феврале начало месяца должно быть холодным, снежным. Особенно выдающееся значение в это время придается празднику Сретения, 2 Февраля. Слишком теплая погода и преждевременное пробуждение растительной и животной жизни в Феврале угрожают опасными явлениями впоследствии. Весна оттянется, вернутся холода, несвоевременно пробудившаяся жизнь замрет. В то же время Февраль своими снегами должен подготовить обильный запас влаги для почвы: последующие месяцы эту влагу подберут и утилизируют (даты даны по старому стилю, правописание А. Ермолова, XIX век. – А.Б.(А. Ермолов).

 

Зима | 1–16 февраля

 

1 февраля (19 января по старому стилю)

МАКАРЬЕВ ДЕНЬ

 

День памяти преподобного Макария Великого, Египетского

Преподобный Макарий Великий (скончался около 390–391 гг.) по кончине своих престарелых родителей, раздав имение свое на помин душ родителей, вел отшельническую, подвижническую жизнь в пустыне. С годами — святой авва Макарий провел в пустыне шестьдесят лет — достиг он такого духовного совершенства, единения своей души с Богом, что мог не только Господним Словом исцелять немощных и помогать страждущим, но и творить чудеса исцеления и воскрешения мертвых. Молитвами святого Макария многие люди спасались в тяжких случаях своей жизни, охранялись от бед и искушения. Его милость была так велика, что про него в народе говорили: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал». Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.

* * *

* Каков Макарий, таков и февраль.

* Ясный, солнечный Макарьев день — ранняя весна.

* Если на Макария метель, то на всю Масленицу.

 

2 февраля (20 января по старому стилю)

ЕВФИМИЙ

 

День памяти преподобного Евфимия Великого

Преподобный Евфимий Великий (скончался в 473 г.) за свою подвижническую жизнь, неколебимое исповедание православной веры был при жизни назван Великим и сподобился от Бога совершать многие чудеса во исцеление немощных, одержимых бесами. Во время свершения преподобным Евфимием Божественной литургии огонь сходил с небес и окружал святого.

* * *

* Русские крестьяне примечали на день святого Евфимия:

— На Макария да Евфимия метель — вся Масляна метельная.

— Второй день февраля весну кажет: солнечно — весна красна, хмуро — жди и весной метели.

 

4 февраля (22 января по старому стилю)

ТИМОФЕЙ-ПОЛУЗИМНИК

 

День памяти апостола Тимофея

Святой апостол Тимофей (скончался в 80 г.) был верным любимым учеником апостола Павла, его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Как и его учитель, апостол Тимофей принял мученическую смерть, выступая против языческого идолопоклонничества и проповедуя истинную веру во Христа.

* * *

* На Руси (кроме южных окраин) — это время тимофеевских морозов.

* Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.

* Коль на Тимофея-полузимника в полдень видно солнце — весна идет ранняя.

* Вверх вздымаются на стекле «снежные растения» — мороз долго не укротится, наклонились долу — к оттепели.

 

6 февраля (24 января по старому стилю)

АКСИНЬЯ-ПОЛУЗИМНИЦА

(ПОЛУХЛЕБНИЦА)

 

День памяти преподобной Ксении (Евсевии)

Преподобная Ксения (V в.), в миру Евсевия, была единственной дочерью знатного римского сенатора. С юности она стремилась к Богу. Чтобы избежать предстоящего ей брака, она тайно ушла из родительского дома с двумя преданными ей служанками и отплыла на корабле. Встретившись, по промыслу Божию, с настоятелем обители святого апостола Андрея, которая находилась в городе Милассе, в Кесарии, она упросила его взять ее, вместе со спутницами, в Миласс. Изменив свое имя, она назвалась Ксенией. В Милассе она купила землю, построила храм во имя святого Стефана и основала женский монастырь. Вскоре после этого епископ Миласса Павел как достойную этого звания по добродетельной жизни посвятил Ксению в диаконисы. Святая всем оказывала помощь: для бедных была благотворительницей, для скорбящих — утешительницей, для грешных — наставницей. Имела глубокое смирение, считая себя хуже и грешнее всех. В подвигах своих руководствовалась советами палестинского подвижника преподобного Евфимия. Высокой жизнью святая Ксения привлекла многие души ко спасению. Кончина святой девы во время молитвы была отмечена Господом явлением в небе над монастырем знамения в виде светлого венца с блистающим посреди него крестом, который сопровождал тело святой, вынесенное в город к народу, и сохранялся до самого погребения. Множество больных, прикасаясь к мощам святой, получило исцеление.

* * *

* В этот день крестьяне прикидывали, что до нового хлеба осталась половина срока, — отчего и Аксинья (Ксения) также называлась полухлебницей.

* Аксинья красна — и весна красна.

* На полузимницу дорогу переметет — корм подметет.

* Иные суеверные крестьяне на Аксинью-полузимницу гадали об урожае: «На ночь ставили четверик ржи и утром смотрели: если ржи казалось больше, думали, будет урожай; если меньше — урожая не ждали».

 

7 февраля (25 января по старому стилю)

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

 

День памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Святитель Григорий Богослов (скончался в 389 г.), вселенский отец и учитель Церкви, был знаменит тем, что имел Божий дар слова и слово это посвятил проповеди веры Христовой. Его можно назвать духовным христианским поэтом. Святитель Григорий Богослов писал: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему — это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; все, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова, никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно — спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник; вождь на пути к Небу и усердный сподвижник». Святитель Григорий Богослов упреждал, что о Боге могут рассуждать только опытные, преуспевающие в созерцании и прежде всего чистые душой и телом или по крайней мере очищающие себя; а рассуждать о Боге можно только с тем, кто приступает к этому с усердием и благоговением. Сохранилось 45 проповедей святого Григория (Месяцеслов. Настольная книга священнослужителя).

* * *

* Крестьяне на этот день примечали: «Каков день с утра до полудня, такова, говорят, будет и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — предвещает другую половину зимы» («Круглый год»).

 

10 февраля (28 января по старому стилю)

ЕФРЕМ СИРИН,

запечник, прибаутник, сверчковый заступник

 

День памяти преподобного Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин (скончался около 373—379 гг.) в юности бывал нетерпим, непокорен, но получил от Господа вразумление и встал на путь покаяния и спасения. С многими годами строгой христианской жизни стяжал крепость, смирение и покорность, став учителем покаяния. Преподобный Ефрем Сирин написал много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Великий учитель покаяния говорил: кто на земле взрастил себе крылья, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой — тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога — в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное.

* * *

* У русских жила поэтическая легенда, что «когда Господь Бог при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая, возгордясь, подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. При этом неизвестно, отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или уж так случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого, шутливого нрава» (С. Максимов). Крестьяне не считали их чертями — дескать, особой породы.

* Мало того, что домовые почитались в суеверном простонародье добрыми (доброхотами), они и блюли порядок в доме, крепость семейных уз. «Заботы и любовь свои к семьям иной доможил простирает до такой степени, что мешает тайным грехам супругов и, куда не поспеет вовремя, наказывает виновного тем, что наваливается на него и каждую ночь душит. При этом, так как всей нечистой силе воспрещено самим Богом прикасаться к душе человеческой, то, имея власть над одним телом, домовые не упускают случая пускать в ход и шлепки до боли, и щипки до синяков» (С. Максимов).

* Жена домового — домовуха. Когда семья кочует в новую избу, хозяин говорит: «Дом-домовой, пойдем со мной и веди и домовуху-госпожу — как умею награжу». Считалось, что домовому подсобляет «вести хозяйство» дворовой, банник, овинник (гуменник), дворовая шишимора (кикимора).

* Если домовуха шибко расшутился, суеверные крестьяне (или несуеверные, но ради забавы) с любовным приветом потчуют чем-нибудь вкусненьким. «Поселяне наши для смирения домового после ужина оставляют на загнетке горшок каши, обкладывая его вокруг горячими угольями. Будто ровно в полночь домовой выходит из-под печки и ужинает. С той поры он целый год бывает смирен и услужлив» (И. Сахаров).

* Отношение православных крестьян к нечистой силе (в том числе к домовым) было различным. Большая часть избегала этих языческих суеверий. Другая часть толковала нечисть как сатанинскую силу, открещиваясь от нее крестным знамением с молитвой. Многие крестьяне, не впадая в суеверия, относились ко всевозможным историям про нечистую силу словно к сказкам, которые несут положительный нравственный урок.

* * *

* Вечерком на Ефрема Сирина наши поселяне любили сказывать и слушать от сказителей не только былички про домовых, но и всякие потешные истории, прибаутки — отчего Ефрем Сирин в народе ласково и по-свойски прозывался еще и прибаутником. Вот пример таких прибауток:

Корова есть — корову дал тесть,

Корова бура — корова будет,

Корова пестра — доилась хлестко:

Давала молока ведер по сто.

Я ее убил. А зад к стене привалил

Да еще лет двадцать доил.

Она и счас есть, ее дал тесть,

Корова бура — корова будет... (дальше повтор).

 

 

14 февраля (1 февраля по старому стилю)

ТРИФОН

 

Предпразднество Сретения Господня. День памяти мученика Трифона

Святой мученик Трифон (скончался в 250 г.) уже отроком был отмечен Божией Милостью — Бог вселил в него благодать Духа Своего Святого и даровал ему дар чудотворения, способность исцелять всякие болезни, изгонять бесов из людей. Будучи одаренным, святой Трифон занимался в жизни простым делом: пас гусей. За проповедь веры Христовой, за то, что не пожелал принести жертву языческим идолам (Зевсу, сыну Кроноса, Гере, Деметре, Посейдону, Аполлону, Артемиде, Аресу, Афродите...), был предан язычниками мучительной смерти.

* От Бога приял оси благодать исцелений, Трифоне великомучениче, исцеляти человеческия немощи и недуги (из молитвы св. Трифону).

 

* * *

* На Трифона деревенские девицы молились святому великомученику, чтобы даровал им женихов, февраль — время свадеб.

* * *

* Если на небе высыплет много звезд, то зима еще долго протянется и весна будет поздняя.

 

15 февраля (2 февраля по старому стилю)

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Согласно Евангелию от Луки, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Мария вместе с Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Мария с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285—245 гг. до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена». Поэтому посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исаии.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Евангелие от Луки).

Иосиф и Мария были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Марии, предсказал Ей о Младенце: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Евангелие от Луки).

 

* Тропарь Сретенью, глас 1:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещали сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

* * *

* Сретенье (стретенье) — зима с летом встретились.

* Сретенские морозы — последние.

* Солнце идет на лето, зима на мороз.

* Тепло льды пятнает, старик шубу снимает.

* На Сретенье птица гнездо обретает (в теплых уездах).

* * *

* Снег метет через дорогу — будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя.

* По погоде в Сретенье судят также об урожае трав, для чего бросают поперек дороги палку и смотрят: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», значит, травостой будет небогатый.

* В Сретенье капель сулит урожай пшеницы.

 

16 февраля (3 февраля по старому стилю)

СИМЕОН И АННА – РАСЧИНАЙ ПОЧИНКИ,

ПОЧИНКИ

 

День памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Согласно Евангелию от Луки, праведный Симеон Богоприимец принял в храме Богомладенца Иисуса Христа из рук Святой Девы и ее Обручника Иосифа и пророчествовал о Его Божественной Сути. Об этом же пророчествовала возле храма Анна Пророчица.

* * *

* Пророчица Анна почиталась русскими крестьянами среди покровительниц мужних жен. В тягости или при тяжких родах бабы давали святой Анне обеты.

* * *

* Этот день земледельцы называли Симеон и Анна – расчинай починки или просто починки, потому что «рачительные хозяева начинают починивать летнюю сбрую, ездовую и пахотную. С ранней зари, помолясь всей семьей, выходят в сараи и занимаются работой. Для починок варится в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то и говорят поселяне: “Приехала саламата на двор, расчинай починки”» (И. Сахаров).

* В починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю и борону столетнюю.

100-летие «Сибирских огней»