15 января (2 января по старому стилю)

СИЛЬВЕСТР, СЕЛИВЕРСТОВ ДЕНЬ

День памяти святителя Сильвестра, папы Римского

 

Святой папа Римский Сильвестр (скончался в 335 г.) родился в Риме от родителей-христиан Руфина и Пусты. Во время гонения на христиан Сильвестр не убоялся принять святого исповедника епископа Тимофея, который прожил у него более года и своей проповедью обратил многих ко Христу. После мученической кончины Тимофея Сильвестр тайно взял тело святого и с честью предал его погребению. Это стало известно градоначальнику Тарквинию, святой был схвачен и предстал перед судом. Тарквиний принуждал его отречься от Христа, грозя муками и смертью. Святой Сильвестр не устрашился, остался тверд в исповедании веры и был заключен в темницу. Когда Тарквиний после суда скоропостижно умер, святой получил свободу и стал бесстрашно благовествовать язычникам, многих обратив в христианство. В тридцатилетнем возрасте святой Сильвестр был принят в клир Римской Церкви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой Марцеллином (296—304 гг.). После смерти папы Мельхиада (311—314 гг.) святой Сильвестр был избран епископом Римским. Он ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполняли свое служение, не отягощаясь мирскими делами.

Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный царь Константин, его мать, святая царица Елена, и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев — множество ученых раввинов во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета святой Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем. Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое Крещение. Папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан.

* * *

* В Сильвестров день наши крестьяне молитвой отгоняли лихоманку. При этом в обращениях за исцелением назывались образно состояния больного лихорадкой:

— Тресея, огнея, гледея, авкаркуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немея, глухея, каркуша (XVIII в.);

— Хрипуша, ломея, пухлея, дрехлея, дремлея, ветрея, смутница, зябуха (XIX в.).

* На Сильвестра — куриный праздник. Чистят курятники, ладят насесты, окуривают стены. Для оберега вешали иногда в курятнике черный камень с дыркой посередине, а то и просто лапоть.

 

16 января (3 января по старому стилю)

ПРОРОК МАЛАХИЯ

День памяти святого пророка Малахии

 

Святой пророк Малахия жил за 400 лет до Рождества Христова, во времена возвращения иудеев из плена Вавилонского. Малахия был последним из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его «печатью пророков». Являясь образцом душевной доброты и благочестия, он приводил в удивление народ и был назван Малахией, то есть ангелом или вестником. В канон Священных книг входит его пророческая книга, в которой он обличал иудеев, предсказывая пришествие Иисуса Христа и Его Предтечи и последний Суд.

* * *

* Суеверные крестьяне, живущие не только по Священному Писанию, но и по преданиям отцов и дедов, считали, что на пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти.

* В день пророка Малахии в церкви или у домашней божницы наши поселяне отчитывали припадочных, скаженных.

* На Малахию хлев метелками обмахивай (против нечистой силы).

 

18 января (5 января по старому стилю)

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕР, КАНУН БОГОЯВЛЕНЬЯ, ГОЛОДНАЯ КУТЬЯ

День строгого поста

 

* «Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Евангелие от Луки).

* Весь крещеный русский люд проводил этот день в молитве; до вечерней звезды ничего не ели, кроме постного и голодной кутьи.

* В Крещенский сочельник, по народным поверьям, вновь буйствует нечистая сила. Впрочем, она неистово приступает к человеческому обиталищу перед многими большими христианскими торжествами. Враг рода человеческого особенно назойливо искушает христианскую душу перед великими торжествами в честь нашего Спасителя Иисуса Христа и Его ангелов, Его святых угодников.

Простодушные наши крестьяне спасались от нечистой силы не только постом и молитвой, суровым воздержанием во всем плотском. Они писали углем, дегтем, смолой, мелом кресты на воротах усадеб, дверях и окнах изб, скотных дворах.

* Они полагали, что больше всего «немытик» накануне Богоявления боялся чистого крещенского снега, который обладал чудодейственной силой. Снегом тем, взяв его со стогов сена, отбеливали холсты, омывались в бане. Крещенским снегом исцеляли разные недуги, использовали его как оберег от нечистой силы. Особенно от «огненного змея» — душегуба, соблазнителя жен и дев, который оборачивается мужем или таким бравым молодцом, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Есть поверье, что «в этот день, где бы ни показался огненный змей, везде найдет свою погибель. Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне говорят, что если огненный змей полюбит девицу, то она неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как огненный змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро опустится, очутится в избе молодцем несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, когда завидит девица этого молодца. Оморочит он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду девицу; заиграет он, безжалостный, ревнивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятьях. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя. Посудите же, добрые люди, какое горе для семьи огненный змей! Неизвестно, когда и кем открыто средство, как погубить змея. Пред тем часом, как быть змею, насыпают на загнетку снегу, собранного в крещенский вечер. Говорят, что змей, когда будет спускаться в трубу, погибает от него навсегда» (И. Сахаров).

По преданию, мужняя ли женка, девица ли непорочная, слабая и вялая в христовой вере, быстро сгорает от любви змея поганого, какой оборачивается красным молодцем. Сгорает, словно береста в огне; и когда она уже дышит на ладан, опустошившись душой и иссохнув плотью, змей выказывается напоследок в своем змеином облике и, довольный, насмехается над погубленной душой. Так оно и в жизни случается...

* * *

* В Крещенский сочельник, или в канун Богоявленья, освящали воду внутри храмов. Ее берегли вместе со свечками, принесенными из храма после водосвятия, а те свечки зажигали на божнице во время родов.

* Крестьяне считали, что «в ночь на шестое января (в ночь на Крещение по старому стилю. — А. Б.) в реке купается сам Иисус Христос, поэтому вода колышется — это видно в прорубях по волне» (С. Максимов). Те, кто смелее, ходили ночью наслушивать воду в прорубях, Затем, почерпнув воды, приносили ее домой — водица та почиталась крестьянами наравне с освященной.

* * *

* Суеверные девицы, беря грех на душу, гадали на женихов. Это был последний, самый главный день святочных гаданий. К упомянутым раньше можно прибавить и такие способы гадания:

— В Крещенский сочельник после заката солнца самые отчаянные девки выходят нагие во двор, полют снег, кидают его через плечо и затем слушают: в которой стороне что-нибудь послышится, в ту сторону и замуж отойдут» (С. Максимов).

— Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий — молодого, толстый — вдовца.

— «Самые отчаянные и пожилые девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде… которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды» (И. Сахаров).

* * *

* Иней на стогах и хлебных скирдах — лето мокрое.

* В Крещенский сочельник ели блины, «чтобы в этот год был хороший урожай хлеба».

* «Когда садятся за стол, то старший садится на пороге в разодранном полушубке и шапке и квохчет, чтобы квочки садились хорошо и цыплята были хохлатые и чубатые» («Круглый год»).

 

19 января (6 января по старому стилю)

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

БОГОЯВЛЕНИЕ, ВОДОКРЕЩИ, ВОДОСВЯТИЕ, ИОРДАНЬ

 

Тропарь Крещению Господню, глас 1:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

 

*Крещение Господа Иисуса Христа показало миру Святую Троицу: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, крестившемся в Иордане, Дух Святой явился в виде голубя. Поэтому-то наш праздник крещения Господня называется днем Богоявления» (Православный календарь, 1991).

* * *

* Крещение Господне для русского человека в числе самых строгих, светлых праздников, когда особенно ощущается русской душой святость и целительность для духа, спасительность для будущей вечной жизни крещения в православную христианскую веру.

* После заутрени в церкви совершался крестный ход к озеру или реке, где уже была вырублена прорубь-иордань в виде православного креста; там совершался торжественный молебен, священники святили, крестили воду, погружая в нее крест (отчего и Водосвятие, Водокрещи); потом поселяне набирали освященную воду во всякие плошки и уносили ее домой. Ту крещеную воду вначале сами пили, потом хозяин этой водой (или той, что была освящена в Крещенский сочельник) при помощи освященного пучка вербы кропил весь дом, свою усадьбу и скот от волхвиток (ведьм) и от «скотского суседки» (домового).

* В старину многие старообрядцы купались в иорданях, чтобы очиститься от грехов (Ф. Болонев). Купались или омывались той водой молодые парни, девицы, которые в Святки предавались бесовским гаданиям, дабы, опять же, молитвой пред Крещенским постом и святой водой смыть с себя святочные грехи. И насколько хмельным и безоглядным было святочное веселье с посиделками, с ворожбой, настолько же полным, в слезах и молитвах было покаяние — это русская натура в своем мучительном противоречии.

* Богоявление было особенно строгим днем. Молодые не сбивались на буйные игрища; и все, кроме нечестивых, много молились в этот день нашему Спасителю Иисусу Христу. Было поверие среди крестьян, что в Богоявленскую ночь, перед заутренней, небо открывается. О чем раскрытому небу помолишься, то и сбудется.

* * *

* Приступали лютые крещенские морозы, которые предвещали плодородие — зима как зима, лето как лето, то есть коль зима морозная, то лето теплое.

* Если на Крещение в иордани ледяная прорубь наполнится водой через край, то год будет урожайный (Архангел. губ.).

* Если на Крещение воды набежит в иордани только на половину проруби — год может стать злосчастным.

* На Богоявление снег хлопьями — к урожаю.

* Трещи не трещи, минули Водокрещи (после Крещения морозы немного спадают).

* Снегу на Крещение надует, хлеба прибудет.

* Если много шишек зимует на кедрах — урожай ржи добрый будет, если нет «озими» шишек — к недороду.

 

20 января (7 января по старому стилю)

СОБОР ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

 

Тропарь Предтече, глас 2:

Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся ecи воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился ecи Проповеданного. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил ecи и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающего нам велию милость.

 

* В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем — Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

 

* * *

* Начало зимнего мясоеда. До Масленицы засылаются сваты и играются по деревням и селам чинные крестьянские свадьбы.

 

21 января (8 января по старому стилю)

ЕМЕЛЬЯНЫ-ПЕРЕЗИМНИКИ, ЕМЕЛЬЯН — НАКРУТИ БУРАН

День памяти преподобного Емилиана Исповедника

 

* Святитель Емилиан, епископ Кизический жил в царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813—820 гг.). Вместе с другими епископами он был вызван во дворец к императору, настойчиво потребовавшему от епископов отказаться от почитания святых икон. Святитель Емилиан первый твердо отвечал императору, что вопрос об иконопочитании может обсуждаться и решаться лишь в Церкви духовными лицами, а не в царском дворце. В 815 году он за православную веру был сослан в заточение, где и скончался как исповедник.

* * *

* В некоторых русских деревнях и селах было принято на Емельяна угощать кума с кумой, чтобы дети были здоровы, ядрены и щедры.

* В долгие зимние вечера сказывали сказки, побывальщины, отчего и поговорка «Мели, Емеля, твоя неделя».

 

23 января (10 января по старому стилю)

ГРИГОРИЙ-ЛЕТОУКАЗАТЕЛЬ

День памяти святителя Григория, епископа Нисского

 

Святитель Григорий (скончался в 395 г.) был младшим братом святителя Василия Великого. Получив прекрасное образование, одно время он был наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. После смерти царя Валента (378 г.) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался его брат, святой Василий Великий. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе по инициативе святого Григория был дополнен Никейский Символ веры. Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова.

Святитель Григорий Нисский был пламенным защитником православных догматов и ревностным учителем своей паствы, милостивым и сострадательным отцом своих пасомых, заступником их перед судьями. Он отличался великодушием, терпением и миролюбием. Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

* * *

* На Григория по инею примечают, какое будет лето: сухое или дождливое. Иней на стогах — к мокрому лету.

 

24 января (11 января по старому стилю)

ФЕДОСЕЙ-ВЕСНЯК

День памяти преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника

 

Преподобный Феодосий Великий (скончался в 529 г.) был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником, который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера перестала вмещать собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте угли внезапно разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого. Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.

Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых.

Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491—518 гг.) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосии твердо встал на защиту православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси.

Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим.

* * *

* Федосеево тепло — на раннюю весну пошло.

* Федосеевы морозы: если морозно — яровое посеешь поздно.

 

25 января (12 января по старому стилю)

ТАТЬЯНА КРЕЩЕНСКАЯ

День памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших

 

Святая мученица Татиана (скончалась в 226 г.) родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222—235 гг.), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. После долгих пыток ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

* * *

* На Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц.

* Снег на Татьяну — лето дождливое.

 

28 января (15 января по старому стилю)

ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ

День памяти преподобного Павла Фивейского

 

Преподобный Павел Фивейский 91 год подвизался в пустыне, жил в самом суровом воздержании и непрестанной молитве Иисусу Христу и святым в пещере у подножия горы. После кончины святого Павла (341 г.) по образу его жизни жили многие христианские пустынники. Преподобный Павел почитается как отец православного монашества.

* * *

* Павел дня прибавил.

 

29 января (16 января по старому стилю)

ПЕТР-ПОЛУКОРМ

Поклонение честным веригам апостола Петра

 

В этот день христиане поклоняются честным веригам святого и всехвального апостола Петра. Около 42 года апостол Петр по повелению царя Иудеи Ирода Агриппы был заключен в темницу за проповедь о Христе Спасителе. В темнице он был связан двумя железными цепями. Ночью, накануне суда над ним, Ангел Господень снял с апостола эти цепи и чудесно вывел его из темницы (Деяния святых апостолов). Христиане, услышав о чуде, взяли вериги (цепи) и хранили их как драгоценность.

* * *

* На Петра-полукорма обычно выходила в крестьянском хозяйстве половина зимнего корма. Если оставалось меньше половины — надо задавать скотине корм поскупее.

 

30 января (17 января по старому стилю)

АНТОН ПЕРЕЗИМНИК

День памяти преподобного Антония Великого

 

Преподобный Антоний, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, получивший от Святой Церкви наименование Великий, родился в Египте, в селении Кома, близ Фиваидской пустыни, в 251 году. Антоний Великий прожил жизнь святую и уединенную, следуя заповеди Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Евангелие от Матфея).

* * *

* Русские крестьяне так толковали об этом дне: «Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом станет».

* Хитер Антон со всех сторон (обманчивая оттепель).

 

31 января (18 января по старому стилю)

АФАНАСИЙ-ЛОМОНОС, БЕРЕГИ НОС. КИРИЛЛ

День памяти святителя Афанасия и святителя Кирилла, архиепископов Александрийских

 

Святителям Афанасию и Кириллу установлено совместное празднование в знак глубокой благодарности Святой Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов Православной веры и ревностной защиты их от еретических учений.

 

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру. Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария.

После смерти святого Патриарха Александра святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. И в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. Сорок семь лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все другие епископы уклонились в ересь. Несмотря на многолетние гонения, святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361—363 гг.) начал гонение на христиан, его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненый стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: «Ты победил, галилеянин». После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76 лет. Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия.

 

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385—412 гг.) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил чтение проповедей. По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. В него были перенесены мощи святых бессребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью.

Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. Председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь.

Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года. К концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков.

Святитель Кирилл сумел преодолеть предубеждение к памяти великого святителя Иоанна Златоуста и раскаялся в том, что держал в себе гнев против великого угодника Божия. Созвав всех египетских епископов, он совершил торжественное празднование в честь святителя Иоанна Златоуста. Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив после себя много творений.

* * *

* На Афанасия спускаются с неба сильные морозы, оттого он и ломонос, береги нос. Начинаются афанасьевские морозы.

* На Афанасьев день пригревина на стенах, так это к зеленому году.

* * *

* «Знахари уверяли поселян, что только на афанасьевские морозы можно изгонять ведьм; всякое другое время неудобно. Будто в эти дни ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья» (И. Сахаров).

* Вовсю идут сватанья, рукобитья и свадьбы, которые торопились сыграть до Масленицы, то есть до Великого Поста. Непросватанные крестьянские девушки переживали, плакали ночами, поскольку никакой иной жизни, кроме как в замужестве, в семье, среди малых чадушек, в русском крестьянстве не допускалось, если, конечно, не считать тех, которые шли на духовный подвиг, подвизались в монастырях.

100-летие «Сибирских огней»