Из сундука Станислава Савченко

Дорогие друзья, мы рады сообщить всем вам, нашим читателям, что большой друг и автор журнала «Сибирские огни», библиофил и коллекционер, создатель известного антикварно-букинистического магазина «Сибирская горница» Станислав Алексеевич Савченко открывает свой сундук. (В образном, конечно, смысле). Редкие фотографии, открытки, старые газеты и документы, подлинные автографы знаменитых писателей — все это далеко не полный список его коллекции, которую он собирал на протяжении нескольких десятилетий.

Увлечение Есениным я пережил в подростковом возрасте. Знал наизусть не меньше полусотни стихотворений, цитировал есенинские строчки к месту и не к месту и удивлялся, почему о нем говорят так мало в школе… Ведь в 1961 году вышло вполне официальное тиражное пятитомное собрание сочинений, которое я и читал. Потом наступило время чтения стихов и прозы Серебряного века, многое в самиздате, ходившем по Академгородку (полузапретный плод всегда сладок), а к Есенину осталась коллекционерская страсть — иметь его прижизненные сборники. Большинство собрал. Но без автографов Есенина. С ними мне, видно, как говорится, — не судьба. Они уплывали от меня, даже когда я держал их в руках (автограф Качалову!) и платил деньги. И потому, когда четверть века назад в Москве предложили подписанный Есениным договор, безжалостно обкромсанный предыдущим владельцем по периметру для вставления в рамку, я не сильно торговался. Любоваться на стене я им не хотел, хотя уже в те годы можно было заказывать рамку любого размера, а не подбирать из того, что есть, как при советской власти. А потому положил в папку с другими письмами и фотографиями, где он и лежит сегодня.

Оценить правильно этот документ я смог только после выхода академического собрания Сергея Есенина в семи томах. Договор от 8 мая 1924 года был заключен между Ленинградским отделением Госиздата в лице И. И. Ионова и Сергеем Есениным. Поэт представил 8 мая 1924 года в совершенно годном для печати виде свой труд под названием «Ржаные кони» (сборник стихотворений) размером в пятнадцать печатных листов....Читать далее »

Я профессиональный пессимист. Никого не призываю следовать моему примеру, но мне пессимизм помогал жить в нашей стране. Пессимистические варианты будущего часто оправдывались, чем я в душе гордился, а если не оправдывались — так это же прекрасно! Жить становилось лучше и веселее! С пессимизмом связана и моя любовь к русской поэзии, которую в целом за три века трудно назвать оптимистической. Некоторые строчки, которые постоянно вспоминаются в разных жизненных ситуациях, как личных, так и общеземных, помогают жить дальше…

Говорят, что это свойственно всем людям, кому-то стихи, большинству — строчки из песен. С молодости «за рюмкой чая» всплывают в голове строки:

Пьяной горечью Фалерна

Чашу мне наполни, мальчик!

Фалернское, что пил Катулл, мне не удалось попробовать, но о минутах и часах, когда вспоминаются эти пушкинские строки, я не жалею. В вине и правда есть истина. Истина общения. Как пессимисту, мне не удалось найти смысл жизни, это печально, но здесь помогали вспоминающиеся в тяжелые минуты строки Баратынского:

Но я живу, и на земле мое

Кому-нибудь любезно бытие…

Люблю их цитировать современной молодежи. Известно, что в России нужно жить долго. Я помню смерть Сталина — пятиминутный гудок всех заводов и пароходов города Барнаула в момент похорон. Помню август 1991 года и октябрь 1993 года и все, что было до...Читать далее »

Поздравляю всех читателей «Сибирских огней» с Новым Годом и Рождеством Христовым!

Я тоже получил поздравление («душевное письмо») от интернет-портала Mail.Ru: «Если этот год показался Вам сложным, Вам не показалось». Ну что, спасибо за откровенность. Сегодня такие поздравления тысячами рассылаются одним нажатием «мышки». Традиция рождественских поздравлений родилась при Екатерине II, а с появлением художественной открытки получила взрывной характер.

Давайте посмотрим, как выглядели новогодние и рождественские открытки в разные годы.

На открытке — полное благолепие и радость от наступающего 1905 года. Идет русско-японская война. Впереди — позорный мир и первая революция, броненосец «Потемкин» и баррикады на Пресне.

...Читать далее »

В знаменитых в свое время мемуарах Ильи Эренбурга есть эпизод, как в 1945 году среди развалин одного немецкого города он нашел растрепанный томик прижизненного издания стихотворений Артюра Рембо. Книгу он привез в Москву, и она стала одним из самых интересных экземпляров его знаменитой коллекции. Я хорошо помню свое удивление, когда читал об этом в 1963 году в журнале «Новый мир». Как можно во время жесточайшей войны думать о Рембо? У коллекционеров книг явно есть отклонения в психике. Правда, эти отклонения очень полезны для общества. Ведь любая коллекция, пусть через энное количество лет, становится общественным достоянием.

А в июле 2022 года я уже удивился сам себе. Как можно в мои немалые годы, среди бурных политических событий, в дикую для Петербурга жару так хотеть книгу? Я провел бессонную ночь, и утром книга была моей.

Я не раз писал о критериях значимости автографа для библиофила и мировой культуры: автор; кому; значимость книги в библиографии автора; что нового дает нам текст автографа; сохранность. Недостижимый (потому что находится на госхранении) идеал — первая книга Ахматовой «Вечер» с автографом: «Коле Аня».

Моя книга на моем столе. Автор: великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Алексеевич Бунин. Сборник стихотворений для детей «Под открытым небом», «со многими рисунками». Издание редакции журнала «Детское чтение». Москва, 1898 год.

...Читать далее »

Призвание библиофила — одно из самых мирных и интеллигентных. При этом слове представляется картинка собравшихся в кружок мужчин не первой молодости, высокими словами обсуждающих достоинства очередного книжного раритета. Я сам уже полвека участник таких бесед, суть которых для непосвященных — абракадабра.

Мир коллекционеров узок, замкнут и любит тишину. Но события последних месяцев в Питере настолько необычны, что хочется сообщить о них и сибирским коллекционерам. В феврале 2022 года умер Виктор Георгиевич Василенко — владелец крупнейшей в России коллекции, сравнимой с библиотекой Смирнова-Сокольского. Большинству из нас он был известен как «Витя-очкарь». Судьба его собрания в библиофильских кругах Петербурга обсуждалась в эти дни наравне с политическими событиями и обросла морем слухов. Опубликованная на сайте Фонтанка.Ру статья «Аресты особой ценности. Жизнь и смерть петербургского наследия, которое хотели купить за миллиард, но им не продали» (см. https://www.fontanka.ru/2022/09/04/71627162/ ), по моему мнению, должна быть прочтена всеми книжниками России, в том числе и нашего города.

Пока идет следствие, комментировать вышеуказанную статью нельзя, чтобы не нарваться на встречный иск. Однако факт, что библиотеку настигла матерая уголовщина, вне всяких сомнений. Я много лет знаком с действующими лицами статьи, а Виктора знаю с начала 80-х годов прошлого века. Для пущей сенсационности, свойственной сайту Фонтанка.Ру, библиотека оценена в...Читать далее »

Коллекционер — человек странный, ему очень трудно объяснить близким людям свои желания, для него очевидные… Одно из таких желаний — иметь самую первую марку, первую спичечную этикетку или первую открытку родного города. И если для почтовых марок давно существуют полнейшие каталоги, то с открытками и сегодня густой туман. Моя школа филокартии — позднесоветские коллекционеры и переход от полузапретного краеведения к взрывному интересу к родным местам в 90-е годы прошлого века. Вот эти, уже ушедшие из жизни новосибирские коллекционеры учили меня, что первой открыткой нашего города является карточка московской фототипии «Шерер, Набгольц и Ко», с датой издания 1902 год: «Томск. № 67. Пристань „Обь“. Ново-Николаевский поселок».

Как видит читатель, на открытке железнодорожные пути станции Обь, а не пристань, и вообще, где Томск и где Ново-Николаевский поселок, но для московских издателей это были несущественные мелочи. Оснований не доверять мэтрам у меня не было, и в моем альбоме на первом месте не сразу, но появилась эта карточка в достойном качестве (трудность тут в том, что москвичи не ленились издавать эту...Читать далее »

С огромным удовольствием имею честь поздравить всех читателей журнала «Сибирские огни» с высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения!

Мира, доброго здравия и совершенного благополучия всем!

Эта открытка — шедевр типографского искусства начала ХХ века, напечатана методом многоцветного конгревного тиснения и выбрана мной из многих тысяч пасхальных карточек, выпущенных в Российской империи начиная с 1895 года, когда почтовое ведомство разрешило выпуск открыток частным предпринимателям.

Коллекционеры мгновенно среагировали, и собирание пасхальных и рождественских карточек вошло в непреходящую моду. Сегодня существуют собрания из нескольких десятков тысяч открыток, но все равно неполные. (Интересно, что среди владельцев таких собраний много дам — и они активнее и азартнее мужчин.) Подавляющее большинство открыток не подписаны, и мы не знаем имен художников. А среди авторов тех, что подписаны, много крупных имен — нарисовать пользующуюся спросом карточку было престижно.

Вот две открытки великого Ивана Билибина.

...Читать далее »

Традиция рождественских рассказов — очень давняя, ей не одна сотня лет. И, поздравляя всех читателей «Сибирских огней» с Новым годом и приближающимися Рождеством и столетием нашего журнала, традицию нарушать не хочется, только вот в моей коллекции новогодний этот сюжет с печальным оттенком.

Среди десятков великолепных русских живописцев ХХ века (самый трагический век русской истории дал нам самых великих русских художников) имя Ивана Яковлевича Билибина в первом десятке. Биография его изучена под микроскопом и выложена в интернет для всех желающих. Родился 16 августа 1876 года, умер от голода в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года. Каждый из нас сегодня общается с Билибиным несколько раз в день. Вытащите из кармана любую монетку: выше надписи «Банк России» странная двухголовая птичка, но не без изящества. Это рисунок Билибина, сделанный по заказу первого главы Временного правительства князя Львова в 1917 году, когда требовалось убрать с царского орла корону. Иван Яковлевич — один из основателей знаменитого художественного объединения «Мир искусства» и активный участник тоже знаменитого издательства Общины святой Евгении, в котором у него вышло 52 художественных открытки, в основном в технике хромолитографии, ныне утерянной (изображение печатается последовательно с четырех камней разных цветов, точность до сотых долей миллиметра). Эти открытки красивы и эффектны, очень популярны и активно собираются филокартистами. К счастью, они не очень редки и дороги, нужно только озаботиться их коллекционной сохранностью, и...Читать далее »

Анне Григорьевне Достоевской – 175 лет

Выражение «копилка впечатлений» навязло в зубах, а вот «сундук впечатлений» вроде бы звучит свежо…Сегодня — об Анне Григорьевне — без книг, только впечатления «из сундука».

В Старую Руссу хотелось попасть много лет, но все время казалось, что далеко от Питера, дорога, наверное, плохая… В сентябре собрались — Достоевскому 200 лет! Дорога оказалась прекрасной, Старая Русса близко: Ильмень — озеро, где играл на гуслях Садко, на севере — Великий Новгород, на юге — Старая Русса. Первое впечатление — чистота и яркие граффити на боковых стенах пятиэтажек: Достоевский с картины Перова и цитата: «Перестать читать книги — значит перестать мыслить». Чуть дальше — Алеша Карамазов, портрет Андрея Мягкова из известного фильма 1968 года, тоже цитата. И еще, и еще… (Впечатлило и потому, что в эти дни судебным решением в Петербурге постановили уничтожить потрясающий образец граффити — портрет Даниила Хармса на доме, где он жил.)...Читать далее »

С Достоевским так часто получается. Укладываю сфотографированные книги аккуратно на полку, раскрываю случайно одну: «У нас есть бесспорно жизнь разлагающаяся и семейство, стало быть, разлагающееся. Но есть, необходимо, и жизнь вновь складывающаяся, на новых уже началах. Кто их подметит и кто их укажет? Кто хоть чуть-чуть может определить и выразить законы и этого разложения, и нового созидания?» Это о ком и когда написано? Этому, такому актуальному, тексту 150 лет, это «Дневник писателя» за 1876 год. И это комментарий писателя к своим словам из «Дневника» 1873 года: «Но пока еще кругом нас такой туман фальшивых идей, столько миражей и предрассудков окружает нас и молодежь нашу, а вся общественная жизнь наша, жизнь отцов и матерей этой молодежи, принимает все более такой страшный вид, что поневоле приискиваешь иногда всевозможные средства, чтобы выйти из недоумения». Попади Федор Михайлович в наши дни, только и удивляться ему, что ничего, в сущности, не изменилось (интернет не в счет, умнее от него никто не стал). И наше общество, как и тогда, по его определению, «масса мелких безбожников и крупных бесстыдников».

Достоевский, так получилось, в моей жизни...Читать далее »

Страницы

100-летие «Сибирских огней»